«Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются» (Лк 16:30).
Какие страны больше отгораживаются от нищих, жаждущих лучшей доли? Богатые или бедные?
Несвободные!
Богатые США отгораживаются, но ведь пускают к себе огромное количество людей. Барьеры воздвигают, но барьеры преодолимы. Свободная страна не та, где нет барьеров, а та, где барьеры одни для всех. Поэтому равенство и свобода дождь и реки. Равенство порождает свободу, свобода порождает равенство.
В притче о богаче и Лазаре неравенство порождает несвободу и наоборот. Неравенство, основанное на самой страшной несвободе — на болезни. В те времена верили, что богатство (и вытекающее из него здоровье) это награда от Бога за добродетель. Не все, конечно, в это верили, книге Иова уже было несколько веков, а там с этой идеей расправились капитально.
Эпоха Иисуса расположилась примерно в середине между двумя большими волнами переселения народов. Переселялись не от хорошей жизни: выжить хотелось. С другой стороны, римляне, как и все империи, тоже переселялись — ведь создательницами империю означает расширить своей ареал обитания. То есть, мексиканцам в США нельзя, но США завоевать мексиканский Техас можно. Завоёвывали до Британских морей и строили стены, чтобы отгородиться от встречного напора. Всё по закону!
Но и тогда выскакивал апостол Павел и кричал истошно: не законом единым жив человек!
Богач нарушил закон? С большой буквы Закон? Да в общем нет. Тора, Пятикнижие Моисеево не говорит, что нищих не должно быть, но лишь, что о нищих нужно заботиться. Бог осторожный, Он не забегает слишком вперёд. Ну, верят люди, что у доброты должны быть пределы, что милосердие развращает, что помогать надо аккуратно, чтобы не поощрять лень с тунеядством. Бороться с этой верой? Но она стоит на невидимом огромном фундаменте, вот с этим фундаментом Бог и разбирается.
Почему богач говорит, что живые не верят живым, вот воскресшему мертвецу поверят? Потому что он сам не верил живым. Он считал живых прирождёнными паразитами, обманщикам. Они же живые, им нужно лгать, чтобы оставаться живыми. Вот покойник — он ни в чём не нуждается, значит, ему незачем врать.
Но цинизм и есть смерть душевная. Жив тот, кто реагирует на окружающее — а богач не реагирует на проблемы Лазаря. Бедняки — не всегда живы, бедность тоже не подарок, но они не мертвы, они убиты нищетой, убиты равнодушием и эгоизмом богачей и среднего класса.
Бог не приходит к богачам.
Бог приходит к Лазарям.
Блаженны Лазари, которые разбогатели, но по-прежнему не отгоняют от себя собак. И людей.
Богач думает, что он бы поверил мертвецу, который бы стал живым. Нет, не поверил бы — ведь любой нищий это живой социальный мертвец.
Христианин верует не потому, что к нему пришёл оживший мертвец.
Христианин верует, потому что Дух Бога Живого вдул в меня веру. Вера в Воскресшего — не причина, а результат дыхания Бога живого и бессмертного. Христианин поверил, потому что к нему Некто пришёл и оказалось, что моя жизнь — это смерть. Ко мне, мертвецу, пришёл Живой, пришла Сама Жизнь.
Бывает, что вера основана на вере мертвецам. Это называется фарисейством, обрядоверие, консерватизмом, фундаментализмом. Имён много, а суть одна: ищут спасения у мертвецов. Мертвецы удобнее Живого Бога. Мертвецы молчат, ими можно манипулировать сколько угодно.
Не к нам, живым, должен подняться мертвец. Мы, мёртвые, должны принять нисходящего к нам Живого Бога.
Это второе рождение? Это первое рождение. Это рождение не из жизни, а из смерти. Жизнь нам дала мать, а смерть мы сами накопили.
Жизнь, которую нам дарит Бог верой в Себя, это жизнь богача. Такого богача, который всё раздаёт. Для верующего весь мир — Лазарь, к которому нужно подойти и помочь. Поделиться новостью хотя бы: не надо ждать смерти, чтобы оказаться мёртвым, но и не надо ждать воскресения, чтобы воскреснуть. Любишь, веруешь, надеешься — воскрес! Воскрес для закона, воскрес для ближних и дальних, воскрес — так и слушай не смерть, а Жизнь, и слушайся не смерти, а Жизни.