«Яков

Оглавление

Воскресение: эффект человека

Апостол Павел, вспоминая своё обращение, пишет галатам: «Бог открыл во мне Сына Своего» (Гал 1:16).

Ни слова про падение с лошади, про видение. Это живописно, но это форма. Павел про суть. «Открыл во мне».

Вдумаемся: это ведь противоречие по определению. По-гречески, кстати, похоже на название фильма «Apocalypse now»- —«Апокалипсис сегодня» (вообще-то точнее было бы переводить «Апокалипсис немедленно!»): «апокалипсай эн». Энный апокалипсис.

«Во мне»! Не «я увидел», а «видят во мне». Видят сквозь меня. Я- —экран, белый экран.

За православным богослужением этот текст- —предисловие к рассказу о воскрешении сына вдовы в Наине (Лк 7:11). Почему Иисус воскрешает юношу? Потому что лучше быть живым, чем мёртвым? Нет! Потому что матери нужен вот этот ребёнок, чтобы она не умерла.

Мы интуитивно понимаем воскресение как своё воскресение. Я воскресну! Факт моей биографии! Отче, иду к Тебе, возвращаюсь в Дом Небесный, аллилуйя!

А Отче берёт и посылает к матери. И к отцу. К братьям и сёстрам. К тёще и к свекрови. К дяде, с которым разругался сорок лет, к коллегам по работе, на которых злился даже на пенсии. К дворнику, к собаке дворника. Чтоб ласкова была.

Воскресение это не для меня. Воскресение не для Бога. Воскресение это для всех. Моё- —да не для меня.

Воскресение для всех, кто во мне нуждается.

Кто во мне нуждается?

Всякий, в ком нуждаюсь я.

То есть, все люди. Каждый человек.

Я без каждого неполный.

Каждый может нас любить, каждого можем мы любить.

А то, что мы заглушили любовь в себе- —вот заглушку-то воскресение и вышибет.

Вместе с нами воскреснет любовь, которая умерла с нами, хотя с нами ей жить не очень-то было хорошо. Может, она раньше нас умерла, и мы живём без неё, не замечая этого.

Вместе с небывшей любовью воскреснут и небывшие люди. Те, кто не родились- —или родились, но умерли в младенчестве. Десятки, сотни миллиардов, которых мы не зачали, потому что жизнь пошла не так… Родители не встретились, потому что война. Или родились и попросту умерли в младенчестве, как до недавних пор умирали девять десятых людей.

Мы фантазируем про воскрешение предков, но что нам скажут тех, которых вообще не было, потому что мы были не вполне живые? Мёртвые душой?

Эффект бабочки? Эффект человека! Мы что-то не сделали, а где-то за майями, за долами кто-то умер, не оставив потомства. Мы сказали что-то не то, и началась цепная реакция, и тысячи людей не встретились друг с другом и не полюбили друг друга.

Мать получает назад сына воскресшим. Иисус сказал однажды Своим слушателям: вы, слушающие, вы, намеренные жить по заповедям Моим, вы- —Моя мать!

Мы- —мать Иисуса, и мы теряем Иисуса распятого, а Бог возвращает нам Его воскресшего.

Возвращает нам Иисуса воскресшим, и этим нас удерживает от смерти.

Мы по молодости веры думаем, что идём к Богу, а Он вежливо, но твёрдо перенаправляет нас к людям.

Как люди в Павле открывали Иисуса, так мы в Боге открываем людей.

Оставит человек мать, придёт к Богу, и Бог вернёт его матери.

Мы возвращаемся в Дом Божий и обнаруживаем, что этот Дом- —Дом Человечества. Вифадам. Не дом, а проходной двор.

Мы ищем бессмертия-для-себя, но находим бессмертие-для-других. Мы радуемся или разочарованы? Евангелие- —это радость о воскресении другого и о воскресении для других.

Царство Христово- —возвращение ко всем людям, которых мы знали, и которых не знали, которых мы боялись, и которых мы боготворили. Это Царство, это возвращение, это воскресение начинается сейчас, с нашей любви к Богу, с нашей веры в людей, с нашей надежды на себя.

[По проповеди в воскресенье 25 октября 2020 года]

Фотографии пути, который вёл в Галатию: «Царский путь», по гречески «Виа Себастиа». Мощёная дорога вела по одному из ключевых торговых маршрутов от Анталии на юг, в Галатию. И Павел по этой дороге ходил. На фотографии- —участок у руин города Максимианус, в 50 километрах к северу от Анталии, где начинается горный хребет, у современного городка Кованлык. Галатия начиналась с южной стороны горного массива, а называлась так потому, что там жили галлы- —да-да, те самые галлы. Их сюда один царь пригласил бороться с врагами, но они и остались навсегда. Надпись «Антикиаль 5» означает, что до античных руин 5 километров.

 

 

См.: Наин - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.