«Яков

Оглавление

Бог есть, хотя есть епископ Спонг

Один лютеранский диакон написал, что епископ Спонг со своими речами о том, что Бог это словесная фикция, воскресения и чудес не было, Иисус обычный человек, — это у Спонга такой мистический опыт. Апофатика!

Гнилое оправдание (точнее, самооправдание). Когда великие мистики писали о том, что существует в познании Бога какая-то точка, где Бог не свет и не слово, а, скорее, мрак и безмолвие, это был мистический опыт. А когда Смердяков говорит, что Евангелие про неправду написано, это смердяковщина. Цинизм и ресентимент. Так у Смердякова это оправдано тем, что его отец от него отрёкся, а корчит из себя набожного, а у епископа Спонга нет оправданий. Хотя объяснения есть, первоклассные: у него просто никогда и не было мистического опыта.

В сегодняшней России это особенно хорошо ясно. Ведь место казённого коммунизма заняла казённая религия (от православия до буддизма и ислама). Как в казённом коммунизме не было коммунизма, так в казённой религии не было религии. Но сколько же карьеристов, и не всегда осознанных! Сколько людей, которые уже с пелёнок вслед за родителями и средой воспринимают жизнь как епископ Спонг, как бусики из формальных фикций. Воспринимают слова как ярлыки без содержания. Главное правильно расклеивать ярлыки, не более.

А потом приходит пенсия или власть выбирает другую «любимую жену». Человек оказывается у разбитого корыта. В лучшем случае плюнет в него и станет пиво пить. В худшем, станет доказывать, что именно разбитое корыто это настоящая золотая рыбка.

Спонг не религиозный опыт пропагандирует, а «достижения науки». Наука доказала, что Бога, воскресения, Христа и пр. нетути.

Это сценарий тургеневского нигилиста. Ведь нигилистом самым страшным был Победоносцев — атеист, который корчил из себя главу Церкви. При этом о науке представления у таких нигилистов самые дикарские, но и многие учёные, вполне настоящие, тоже дикари. Ну, что делать, и сексом успешно занимаются не только сексологи!

Через нигилизм часто нужно пройти — но через нигилизм по отношению к власти, а не к Богу.

Множество людей строят свои убеждения на властолюбии. На желании карьеры, славы, денег, да просто мечтают о надписи «академик» на надгробии. Хотя чаще хотят не только надгробия, не только, а чтобы была такая идея, такая идея... позволяющая рулить. И ведь идею часто берут правильную! Как Гитлер — идея защитить семью. Там было одно прилагательное — «немецкую семью» — которое всё испортило, но это же не сразу заметно. Берут Христа, берут Будду, Маркса, экономику, педагогику и используют их для самоутверждения, самореализации и немножко окружающими покомандовать. Всё вполне искренне — во всяком случае, на старте, когда властолюбие не отрефлектировано. А потом плавненько-плавненько куда-то жизнь сползает в выгребную яму...

Какое же тогда облегчение сказать, что идеи виноваты!

А вот не идеи виноваты, а ты перекосил. Вот себя и выправляй, а не кричи, что у тебя мистический опыт.

Выправить себя чаще всего невозможно. Ну тогда хотя бы как-то смикшируйся, стушуйся. Так ведь привык человек командовать! И командует по-прежнему, только раньше командовал, что Бог есть, а теперь командует, что Бога нет.

А что командовать-то? Бога нет и Бог есть. Нет Христа, где нет совести, нет самопожертвования, нет страстного служения истине. Есть Христос там, где есть Христос. А Он есть. Конечно, недоказуемый, так Он изначально был не доказуемый, а наказуемый. Не тот Христос, который воспроизводится текстами и указаниями, а Тот Христос, Который апостола Павла на скаку остановил. Так надо куда-то скакать, чтобы тебя мог остановить Христос. А если ты всю жизнь только заседаешь или гранты отрабатываешь, тут и Бог бессилен.

Есть Бог, есть. Полнота и Тишина. Бог, всё наполняющий и нигде не находящийся, потому что Он творец всего, а не всё. Бог бесконечно иной и далёкий, но преодолевающий инаковость и далёкость и касающийся тебя почти нечувствительно. Вот в этом «почти» вся религия, Библия, откровение и догматы.

См.: Евгений Баркарь - Апофатика - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.