«а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:15).
Почему Бог не простит непрощающих? Закон кармы, лекс талионис, мстительность? Злом за злом? «Вы злые, и Я злой»?
А как простить — освободить, развязать, выпустить на волю — того, кто закрылся, заперся в чёрном ящике и крепко держит дверь изнутри. Дверь-то вовнутрь открывается.
Почему мы закрываемся от людей? Чего не можем простить? Ошибки? Какие?
Мы не прощаем людям, что они люди. Человек — обезьяна, который пошла не по обезьяньему пути. Грешный человек продолжает отклоняться, теперь уже от Божьего пути. Расплата известна — смерть. Мы не прощаем ближним, что они смертны. С бессмертными не посмели бы так себя вести. Со святыми и мы были бы святы, подтянулись бы. Вот в рай попадём, там благоприятная среда будет, мы прям расцветём.
Бог предлагает нам перейти из тьмы ожесточённости и страха — в свет? Да нет, в тьму тайны. Молись не напоказ, делай добро втайне и Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Что такого хорошего в тайне? Бог. Бог Сам и есть тайна. Уходя туда, где добро тайное, мы уходим не вглубь, а ввысь.
Вот где странная, не вполне очевидная связь между прощением и милосердием. Простить далеко не всегда означает понять, но простить означает накормить, напоить, поделиться жизнью, собой. Чтобы поделиться, надо иметь веру в то, что эта жизнь не коробка со спичками, не шагреневая кожа, что отдашь — Бог возместит. Эта вера и формируется там, где человек встречает невидимого Бога. Невидимую Доброту. Невидимое Тепло. Невидимое Сердце.
Бог недоступен, Бог выше всего. Но бывает недоступность судьи, царя, богача, недоступность конечного, которое хочет выглядеть бесконечным. Недоступность Бога есть недоступность бесконечного, которое хочет помочь конечному.
Бог недоступен, потому что Он Свет, и чем более мы входим в этот Свет, тем более ощущаем Его напор, жизненность и — бесконечность. Недоступен конец вечности, потому что его нет. Зато недоступность Божия входит в нас. Его тайна оттесняет и вытесняет наши секреты. Тайная Божия и в любом другом человеке, потому что каждый из нас по образу и подобию Божию. Это не секрет сейфа, а тайна огонька, который светит сквозь любую тьму.
Когда мы справедливы, мы в сейфе. Мы в домике, куда не может проникнуть зло и грех, но куда не могут войти и доброта по светом. Вот цена строгости, ответственности, последовательности.
Когда мы прощаем, мы выходим из этого блиндажа в тайну Воскресения — и смерти, конечно, не бывает воскресения без смерти. Тайна страдания — простить означает облегчить жизнь другому, а свою жизнь при этом далеко не всегда облегчаем, часто нагружаем.
Бог стоит и стучит, просит выйти в Его мир, в царство Христа. Да, другие люди — кривые люди, идут по кривым дорожкам кривыми ножками. Так и мы такие же, хотя кривые дорожки у нас другие. Прямой путь один, а кривых много, так что нечего радоваться, что наш путь другой, это ничего не гарантирует. Мы не прощаем, потому что нам нечего противопоставить злу, нам бы спрятаться. Бог же противопоставляет злу Себя, и, присоединяясь к Пятидесятнице Прощения, ко всем понятному языку освобождения, мы присоединяемся к Богу.
[По проповеди 1 марта 2020 года в Прощёное воскресенье]