Все определения здоровья сводятся к очень, на первый взгляд, зыбкому: здоровье как способность человека функционировать в обществе. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения).
Это, конечно, бюрократическое косноязычие, канцеляризм, оправданный необходимостью избежать споров о религии и философии. Зыбкое определение, потому что основано на зыбком «общество», «благополучие».
Определение здоровье не может не быть зыбким, потому что человек — зыбкое, ускользающее от определения понятие. Диоген искал человека? Но невозможно найти человека, потому что нет определения человека. Более того, человек не существует в одиночку. Человек есть тот, кто способен к общению с другим человеком. Не может быть магнита с одним полюсом. Человек диалогическое понятие, здоровье — это характеристика не здоровья, а общения. Эгоист не здоров, потому что идеальное физическое и психическое здоровье, используемое во вред людям, есть тяжелейшее заболевание. Здоровенная скотина, а человек больной.
Самые опасные болезни безболезненны, они опасны именно тем, что подавляют сигналы о себе. Разрушают общение человека с собственным организмом, ликвидируют обратную связь. К эгоизму это тоже относится.
В отсутствие медицины Бог постоянно использовался как врач. У меня болезнь, Бог должен её исцелить. А Бог не врач, Бог больной. Бог болен человеком. Человек — внутренняя болезнь Бога. Тысячелетиями люди объясняли Богу, что у них дело, а тут зуб заболел и дело стопорится — лечи! Мысль, что дело может быть гнилым, даже в голову не закрадывалась. Лечи поскорее, мне на эшафот пора, я сегодня должен десять голов отрубить!
Благодарить за болезнь или лечить болезнь? Быть Отцом Небесным или Христом Распятым? От главной болезни лечит Распятие, причём не своё, а Его.
Болезни тела нужно лечить, чтобы они не мешали распознать болезни души и духа. По этой же причине нужно молиться об исцелении от болезней. Молиться и в отсутствие медицины, молиться и тогда, когда есть идеальная медицина.
Речь ведь идёт всегда не о болезни одного. Болезнь всегда — распределённое явление. Человек может болеть в одиночестве, но его болезнь разрушает человечество, как одна опечатка в программном коде нарушает работу всей программы. Смерть вовсе не есть полезное эволюционное явление, во всяком случае, когда речь идёт о человеке. Смерть есть болезнь всего человечества. Самым, возможно, страшным видом смерти стало бы бессмертие для избранных. Это напоминает, что болезнь это сигнал о нарушении каких-то норм, но не само нарушение.
Иисус исцелял, но только для того, чтобы стал понятен смысл Его смерти. Смерть Христа — как прививка от смерти человечества, лечение занозой, потому что лечится эгоизм.
Впрочем, бессмертие и идеальное здоровье людям вряд ли грозят. Теоретически — можно себе представить антихриста, соблазняющего людей сытостью и здоровьем, «душевным и социальным благополучием», гомеостазом. Практически — никакой сатана не сумеет примирить людей друг с другом, потому что примирение это включает в себя примирение с Богом. Сатана может обеспечить бесконечность, но не вечность, бесконечное перемирие, но не вечный мир. Вот почему необходима молитва о выздоровлении. Это не только молитва об исцелении от симптома — боли, разложения, агонии. Это молитва об исцелении от сути, от глубинной сути — молитва об исцелении от покинутости — не покинутости нас, а покинутости Бога и людей нами. Боже, будь нашим здоровьем!