Для древних евреев эта проблема не стояла нимало. Именно потому, что народ воспринимался как цельная личность, отдельную личность с необычайной лёгкостью могли из этого народа вышвырнуть. В конце концов, есть лишь Авраам и его клоны — Исаак, Иаков, далее везде. Если что — всех убить и создать Авраама заново из побелевших костей или даже из булыжника.
Важнее, впрочем, было другое: избранничество не означало безответственности, прямо наоборот. Избранный должен постоянно отвечать. Он ведь не посторонний. Египет или Ассирия — с них и взятки гладки. Избранник, на самом деле, — избранница. Бог — мужчина, Израиль — женщина, и Бог так же строг с Израилем как муж с женою.
Нет книг, более соответствующих понятию «антисемитская литература», чем монологи Создателя в адрес Израиля. Да, с обещаниями типа «вернись, Я всё прощу», восстановлю стены иерусалимския, покорю под тебя британскую тайгу, только не елозь, не ложись под США, чтобы сжить со свету Иран, не поглаживай под столом ногу саудовскому принцу, чтобы уравновесить Турцию. Но эти обещания сопровождаются такой поносной бранью в адрес неверных Богу евреев — именно Израиля! — что пуришкевичи отдыхают.
Эти обещания — как раз и есть откровение о том, что не целое это не народ, а личность. Бескомпромиссность, идейность, верность — свойство именно индивидуальное. Бог не к народу обращается, а к царю, к богачу, к судье. В этом Библия ещё и очень левацкая, прямо скажем, книжка, как будто князь Кропоткин писал. Но беднякам тоже достаётся — Бог нелицеприятен в обоих смыслах.
Грех богача не оправдывает нищего нимало. Золотой идол не оправдывает глиняного идола. Другое дело, что кому много дано — и царь символизирует Израиль, а нищий нет, поэтому с царя больше спросится. Кому на шею привяжут золотую статую Ваала и бросят в море — утонет, а кому на шею привяжут глиняную статуэточку Ваалочка и бросят в море — выплывет. Но уж если выплыл — держись. Это не твой второй шанс, это твой первый шанс. Вот смысл покаяния.
Второе рождение — не к новой жизни, а просто к жизни, потому что то, что ты считал жизнью, это, с точки зрения Бога Живого, просто дрянь. Избран — живи и давай жизнь другим, избранным и не избранным. Вот почему понимание избранничества Божьего как инкапсулирование, замыкание в себе и дистанцирование от окружающих есть извращение воли Божией, попытка родиться обратно в темноту материнской утробы, тогда благоутробие Божие есть рождение в свет.