Очень популярное среди оппозиционно настроенных людей стихотворение Быкова про то, что воскресение непременно среди ужаса-ужаса-ужаса — это же просто Надсон воскресе! «Чем ночь темней, тем ярче звезды». А воскресение — не звезда в ночи, а вот как лунный серп на ясном голубом небе среди бела дня... еле-еле различим...
Вообще главная проблема с Быковым не его взгляды, а чрезвычайная гибкость во взглядах. То вдохновенное воззвание против вторжения в Украину (ну, может, слишком уж вдохновенное, имитация Золя), то сарказм в адрес Украины. То стойкий державник и антилиберал, ценитель красивой работы спецслужб, то вдруг против оболвания людей в армии... «Христос воскресе» — и про то, что в церковь он принципиально не ходит. Ну вот представьте себе — апостолы не собрались вместе в горнице, а разбежались по квартирам, — что, Христу каждому в отдельности являться? А зачем? Чтобы каждый сосал лапу в приятственном уединении?
Эта гибкость — как «я православный, но к МП отношения не имею», «Христос воскресе, а потому пошли все в ж...у» — вообще чрезвычайно стало популярна в последние годы. Собственно, Кураев был одним из первых, Чапнин, Павлов и т.п. Причем многие работают в МП, но — дис-тан-ци-ру-ют-ся. Что показывают психологию людей, которые работали на Сталина, но считали, что к сталинизму отношения не имеют.
По мне, вернее наоборот: я не работаю на Христа, грешен, но я — со Христом и с Его стадом, овцами, козлами, баранами, в Церкви, как бы оттуда меня ни гнали, я в ней. Отношение имею! А что не работаю на Христа — ну вот сейчас напрягусь и поработаю!.. Свобода не предмет для игры, она не для того, чтобы почёсывать промеж лопаток. Свобода рождается не в игре (хотя свобода рождает игру), свобода рождается в верности и творчестве. Причём эта верность может проявляться и как раз в поведении «metoo», в солидарности: я — не член РПЦ МП, но в ней и с нею, как и с другими христианскими конфессиями, потому что в Боге мы едины, и это уже верность всеобщности рая. .