Оглавление по дням: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 (Иконы) - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 (Палама) - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 (Крест) - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 (Лествичник) - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 (Мария) - 36 - 37 - 38 - 39 - 40.
Cвящ. Александр Шмеман в своей книге «Великий Пост» указывал, что гимны Великого Поста, запечатленные Триодью Постной, отражают древнюю традицию посвящать каждый день Святой Четыредесятницы не только посту и молитве, но и размышлениям о тех или иных событиях евангельской и церковной истории, а также чтению Священного Писания. При этом каждые шесть дней недели связываются обычно с евангельским чтением или памятью святого, приходящимися на последующее воскресение. Исключение составляют две недели, посвящённые поклонению Кресту — до и после Крестопоклонного воскресенья.
В 1960-1970-е годы священник Александр Мень возродил эту традицию, составив на основании святоотеческих указаний и молитвенного опыта Церкви пособие для своих прихожан: «Как проводить Великий Пост». В этом пособии предлагалось обращать размышления на неделе к чтениям и событиям прошедшего воскресения, а также прочитывать весь Новый Завет.
Вопрос о том, следует ли посвящать ту или иную неделю тому событию, которое празднуется в предшествующее или в последующее воскресенье, носит достаточно механический характер. Органично же размышлять о той связи, которая существует между темой воскресенья прошлого и темой воскресенья будущего, например — о связи Страшного суда и прощения, прощения — и торжества православия, торжества православия — и учения Паламы, и так далее.
Отец Александр Мень так писал о том, как следует проводить размышления: «Главное — не пропустить ни одного дня Поста. Рекомендуется выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром — одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало» [...]. Перед началом размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие. Понудить себя отрешиться от забот [...]. Усилием воли поставить себя перед лицом Божиим, осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Ним. После этого обращаем глаза к иконе или кресту (если не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание бы не было учащённым, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия [...] и стараемся как можно дольше удержать её в сознании, обдумывая её, погружаясь в глубину, ощущая её многогранную связь со своей жизнью [...]. И так каждый день весь Пост, по пять минут утром и вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно огорчаться и удивляться, ловя себя на рассеянности [...]: полезно считать себя учеником новоначальным».
В нижеследующем пособии на каждый из сорока дней Поста предлагается для молитвенного размышления одно из песнопений этого дня.
Указано, что нужно прочитать из трёх частей, на которые разделяется Ветхий Завет (т.е. из Закона, Пророков и Премудрости) — в соответствии с указаниями постной триоди (издания Московской Патриархии: Москва, М., 1975). Следует отметить, что в триоди не положены чтения Ветхого Завета в субботние и воскресные дни, что в ней чтения из Пророков положены впереди чтений из Закона, и вообще порядок этих чтений является результатом не механической разбивки на равные части, а определённого внутренним смыслом текста разумения.
Кроме того, ниже предлагаются указания ежедневных чтений из Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских, Откровения, — они разбиты на части с тем расчётом, чтобы за сорок дней книги Нового Завета были пройдены целиком. Разумеется, это не исключает желательности и необходимости следить за теми чтениями из Евангелия, которые положены на богослужениях Великого Поста. Где возможно, приводятся советы отца Александра Меня о том, как проводить ту или иную неделю поста (цитаты, помеченные «о.А.») с тем отличием против его текста, что, как было сказано, принимается порядок, по которому «седмица» предшествует «неделе» (воскресенью), а не следует за ней.
Разумеется, все эти указания выполнить очень трудно. Но они и не обязательны. Может быть, кто-то лишь раз заглянет в это расписание, а кто-то попробует лишь прочесть Евангелие в соответствии с ним. Можно положить себе в один год прочесть только книгу Бытия, а в другой — только Исайю. Единственный совет: не пытаться «навёрстывать», если уж после пропуска взялись — читайте именно те отрывки Библии, которые выпали на этот день по этому ли пособию или по расписанию богослужебных чтений.
С подсчётом дней Великого Поста налицо несомненная путаница. Например, д-р Александр Роман утверждает, что православные лучше католиков, поскольку не включают в подсчёт дней поста субботы и воскресенья. Нетрудно убедиться, однако, что при этом сороковым днём поста окажется среда Пасхальной недели! Д-р Роман имеет в виду, конечно, что «сорок дней» — это тридцать шесть дней, и упрекает католиков, что те стремятся к чрезмерной, буквалистической точности и потому прибавляют к Великому Посту ещё четыре дня, начиная его в Пепельную среду. Вместе с тем, о. Александр Шмеман идет другим путём и вычитает из дней Великого Поста воскресенья. Тогда Преполовение поста (середина) приходится на вторник третьей недели, а сороковым днём оказывается Страстной Четверг. Что уже похоже на истину, хотя и не очень приятную для православных антисемитов, потому что «Пасха» при этом оказывается — Страстная Пятница, Пасха в «иудейском» смысле слова, Пасха, как её праздновали древнейшие христиане. Тем не менее, я в своём пособии к Великому Посту, воскресенья в счёт включил — тогда сороковым днём оказывается пятница шестой недели, и православные богослужебные тексты считают сороковым днём именно пятницу шестой недели, накануне Лазаревой субботы: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».
Тексты в этой хрестоматии я даю со своей разбивкой, убираю нумерацию глав и предложений, которая разумна в публикациях, предназначенных для филологов и историков, исследующих древние тексты, но мешает воспринимать их как тексты, актуальные для современного читателя.