«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;» (Мф. 10:37)
Слова Иисуса о том, что нельзя никого любить больше Его, кажутся трагическим недоразумением. Слова апостола о том, чтобы не думать о себе слишком много, кажутся недоразумением комическим. Любовь — и к себе, и к другим — не имеет вентиля для регуляции.
Любить другого в строго определённом объёме — предательство по отношению к любви.
«Не думать о себе слишком много». Как «не думать о белой обезьяне», — услышав такие слова, самый смиренной человек начнёт думать именно о себе.
Между тем, ничего трагического и, тем более, комического во взгляде Откровения Божьего на любовь и на человека нет. Есть математическое: бесконечное взывает к бесконечному, которое забыло о своей природе. Любящий, смиренный, умный, — всё это превосходно, всё это создано для вечной жизни, но жизнь-то вечная это жизнь видящая. Видящая Бога. Сейчас это — жизнь верующая, когда же исчезнет преграда греха между нами и Богом, то и вера не понадобится. Вера исчезнет, любовь останется, — говорил Павел, только он говорил это о вечности. Пока мы здесь, любовь без веры хиреет. Ведь именно вера открывает бесконечность.
Не думать о себе слишком много означает думать о себе бесконечно. Человек подобен Богу не величием, а бесконечностью своей природы. Не «много», а «беспредельно». Божественный беспредел и к другим людям относится, почему их тоже можно любить, сопоставляя не с розочками и кошечками, а с Богом.
Никого не любить более Бога есть новая формулировка всё той же первой заповеди о любви к Богу и вытекающей из неё заповеди «не сотвори себе кумира». Можно никого не любить более Бога на сатанинский манер — уменьшая количество любви к другим. Вот нет вентиля о любви, а мы этот вентиль всё-таки умеем прикручивать под благочестивые лозунги. Но можно не любить людей меньше, а любить Бога больше. Откровение утверждает, что это возможно и что это — норма. Невидимого можно любить, Бесконечного можно любить бесконечно, и только Его можно любить бесконечно. Тогда и любовь к человеку из «большой» становится нормальной — бесконечной.
Не любить мать, отца, детей больше Христа не означает радоваться: о, правильно я недолюбливал родителей, правильно я считал детей подлецами. Не любить людей больше Бога означает не меньше любить людей, а больше любить Бога. Не отбирать у людей любовь, чтобы скормить её Богу, а принимать у Бога любовь, чтобы передать её людям. Люди цепляются за любовь, стараются ни с кем не делиться, Бог протягивает любовь — пожалуйста, примите и ешьте. Таково различие между творением и Творцом, различие, не унижающее творение, а распахивающее перед нами Творца и Его бесконечное Царство.
По проповеди в субботу 10 июля 2010 г..