«Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы» (Мк. 6:38).
Ещё один пример несогласованности евангелистов, которая дороже любого единообразия. То ли Иисус спрашивает, то ли Ему говорят, не дожидаясь вопроса. То ли апостолы хором отвечают, то ли один Андрей. То ли отвечающий предлагает сбегать за хлебом, то ли просто вздыхает — пяти хлебов маловато. Понятно, что всё это между собою вполне совместимо и не объясняет чуда. На одной древней, IX столетия византийской миниатюре изображено, как Иисусу ангел, стоящий у небесного престола, передаёт хлеба для раздачи голодным.
Однако, евангелисту важнее другое: это не чудо с небесной манной, которая сыпалась с неба, это именно умножение хлебов, а не одождение хлебами. Не было бы у мальчишки пяти лепёшек и пары рыб, — и пять тысяч человек остались бы голодными. Так что настоящий виновник чуда — безымянный подросток, который, во-первых, оказался предусмотрительным больше взрослых, во-вторых, терпеливым, в-третьих, щедрым и смелым, ведь мог бы промолчать как из жадности, так и из трусости-застенчивости. Есть филантропы, которые жертвуют лишь при условии, что у одариваемого тоже какой-то запас есть. Дадут сто долларов, если человек сам заработал пятьдесят. Богу легче сотворить чудо, если человек не ждёт чуда.