«Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17, 6).
Одно за другим следуют Преображение, жалкая слабость учеников, когда Иисус бросает знаменитые слова про веру с горчичное зерно, которая может передвигать горы и Его слова о близости Распятия и Воскресения. Почему вера верующих не сдвигает горы? Во-первых, сдвигает. Бывают мгновения — обычно они связываются с «медовым месяцем» веры, с «неофитством» — когда человек видит, что весь мир, казавшийся таким неподвижным и определённым, становится — нет, не зыбким, а подвижным, повинующимся Богу, Который откликается на молитвы. Потом к этому привыкают, кажется, что всё омертвело. Нет, чудеса продолжаются. Однако, нам нужно уже нечто большее, аппетит растёт. Хочется исцелить себя, чего уж говорить о других.
Только вот Иисус не сказал горе Голгофа: «Иди и ввергнись в море, а на освободившемся месте да будет прекрасный сад, Я там буду с апостолами ходить и разговаривать о возвышенных материях, а то прямо трон поставлю и буду править всем миром». Превратить гору в трон и предлагал Иисусу сатана в пустыне.
Только вот апостол Павел пишет коринфянам (и этот текст в православном богослужении соединён с «горчичным зерном»), что они — сильные и умные, а он — слабый и глупый, и очень этому рад. Они гора — и пусть будет гора, а подражать Христу (к этому тут призывает Павел) означает спускаться вниз. Поэтому было бы ошибкой считать подражание Христу попыткой обзавестись славой и силой, «обожением» без Бога. Нет, подражание Христу есть подражание не Богу, а Человеку, который всесилен слабостью своей, а не силой. Слабость прощения, слабость любви, слабость кротости.