Яков Кротов. Путешественник по времени

Церковь и централизация

Централизация Церкви (точнее, церковного управления) процесс не просто древний, он изначальный. Иисус центр апостолов, хотя они Его не избирали. Среди Двенадцати есть явный центр в лице апостола Петра (хотя её нет управления). После Вознесения во главе христиан оказывается Иаков Брат Господень (родной или сводный, неважно), и даже апостол Павел признаёт авторитет Петра и Иакова, хотя ставит Духа Божия выше любого авторитета.

Спустя 20 веков Церковь оказывается наиболее централизованной из мировых религий. Во-первых, очень централизована Католическая Церковь, составляющая, условно, половину христиан. Во-вторых, централизованы православные церкви, хотя у них не появилось общего центра. Однако, тенденция к этому есть ещё со времён Средних веков, только разрушение Византии эту тенденцию приостановило. Тем не менее, существует представление о почётном первенстве Константинопольского патриарха. Да, Константинополь давно уже не столица Византии и вообще Стамбул, но это же Церковь, это духовное, а не материальное. Ватикан тоже давно уже вполне игрушечное государство, не то, что в Средние века, а авторитет намного больше.

Иерархи Московской Патриархии, однако, часто упрекают Константинопольского патриарха в папизме. Он-де пытается стать православным папою, замкнуть все процессы на себя. В целом, все поношения в адрес патр. Варфоломея и Украины скучны, повторяют стереотипы советской пропаганды ещё сталинского времени (Константинопольский патриарх отказался участвовать в московском слёте архиереев разных православных стран 1948 года, из-за чего этот слёт остался «совещанием», а не «собором», вопреки воле Сталина, желавшего создать своего рода православный Ватикан). Но вот обвинение в папизме примечательно. Классическая проекция своего греха на другого. Именно в Московской Патриархии централизация достигла жуткого, ленинистского уровня. Ни в одной православной Церкви мира такой централизации нет. Причина понятно — церковные apparatchik's воспроизводили нравы светских аппаратчиков. Теперь пугают тем, что патр. Варфоломей будет всем в Украине распоряжаться, каждой копейкой — потому что сами, где могут, поступают именно так.

При этом как раз католики в папизме не слишком виновны. Централизация там далеко не такая, как кажется со стороны. Поэтому упрёки в адрес Ватикана, что он «покрывает педофилов», не слишком основательны. Конечно, бороться с преступлениями духовенства надо было решительнее, но вообще-то это дело прежде всего мирян, диоцезов, и в США, например, миряне могли бы поактивнее участвовать в жизни приходов. А то свалят всё на духовенство, а потом жалуются. Мы, мол, верили им как Сталину... А оказался наш отец не отцом, а сукою. Как говорил президент Рейган Горбачёву: «Doveryay no proveryay.» Господи, на фоне Трампа даже этот голливудский ухарь-политик кажется каким-то исполином типа Аденауэра!

Централизация же в Церкви — вполне нормальный процесс, если она идёт снизу и рука об руку с взаимоконтролем. Централизация — вплоть до всепланетного государства — если она с обратной связью, с гласностью и выборами — единственное лекарство от той дисперсной диктатуры эгоизма, которая начинается в семье и проникает всю социальную и политическую жизнь человечества.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.