Потребительство и общество потребления
Потребительство — грех, потребительское общество — добродетель.
Запаздывающее мировоззрение охотно предаётся потребительству тайком и демонстративно бичует потребительское общество. Страх перед творчеством, питающий и страх перед свободой, и страх перед личностью, распространяется и на потребительство.
Когда человеку нужны ненужные покупки — не вещи, а сам процесс покупания — это, конечно, ненормально. Только вот настоящая зависимость от покупок явление такое же редкое, как и прочие зависимости.
Вот в защиту потребительства можно сказать очень многое.
Потребительство безобидно для окружающих — в отличие от войн, наркомании, дилетантизма и прочих нехороших излишеств.
Страх потребительства часто всего лишь подвид гипнозофобии. В падкости на покупки видят подчинение чужой воле — воле рекламщиков, которые с помощью искуссных методов обезволивают покупателя.
Только вот нету такого гипнозу! Поэтому есть и всегда будет борьба производителей за потребителей. Если, конечно, боязнь гипноза, капитализма и потребительства не приведёт к созданию антимира — мира планового хозяйства, мира ленинизма, мира, где не до потребительства, а лишь бы найти клочок газеты, чтобы подтереть zhop’у.
Гипнозу нету, а консумерофобия (боязнь потребительства) есть, причём как часть фундаменталистского комплекса. И высокие религиозные чины, и абсолютно независимые энтузиасты воспарения духа над прилавками обличают потребительское общество за его материализм.
Только вот не нам, людям Церкви, обличать секулярный мир в потребительстве, потому что сами-то, сами… Когда люди провозглашают, что Бог не в храмах, а в сердцах, это ведь всего лишь интуитивное отторжение потребительства под видом духовного усердия. Потребительство религиозное превращает Церковь в помещение, захламленное всевозможными предметами.
Патологическое положение Церкви как господствующей религии, организующей и направляющей силы, порождало, порождает и будет порождать зависимости у тех, кто в этом участвует — и алкогольную зависимость (пьянство духовенство страшная реальность), и зависимость от приобретения всё новых и новых цацок — митр, набедренников, чёток, ряс... Хорошо, если не дач с роскошными автомобилями — и такого церковного потребительства мы уже насмотрелись... И мы кого-то будем учить не ковырять в носу?!
Потребительство как неудержимое стремление приобретать лишнее это тривиальное заболевание, зависимость, лечится, как и все зависимости. Считать потребительство принципиальной чертой общества модерна решительно невозможно. Оно и в античность, и в средневековье, и в палеолите было, только масштабы были другие. А всевозможные завоевания — разве не тот же шоппинг, но лишь с оружием в руках?! Но лучше потреблять, чем истреблять.
Потребительское общество это всего лишь часть общества производящего, творящего, изобретающего. Иногда — тень, но тень не неизбежная. Уничтожить эту тень невозможно, не уничтожив тот мир, который сделал жизнь человеческую длиннее, комфортнее, который открыл невиданные возможности для познания и самопознания. Потребительское общество это всё-таки именно общество, соединение людей, тогда как коллектив инквизиторов, иссохших от воздержания — это не общество, а банда эгоистов под религиозными знамёнами.
Более того, якобы «секулярное» общество, эгоистическое и потребительское, во много раз более делает бескорыстного добра окружающим, чем всевозможные «религиозные» цивилизации прошлого. И «проклятая» Америка тут лидирует не потому, что религиозности там много (да и не так уж её там много), а потому что там много свободы. Свободный человек — которого часто религиозные фундаменталисты обзывают «индивидуалистом» лишь за то, что он свободен индивидуально — помогает другим более, чем человек несвободный. Таковы плоды свободы!
Все религиозные десятины, закяты, цедаки, вместе взятые, куда меньший процент от дохода тратят на помощь ближнему, чем неверующие американцы и европейцы. Не израильские харедим благотворят американцам, а наоборот. Афонские монахи плюют в Европу, но получают они от неё миллионы. И если цена свободы — риск впасть в зависимость от алкоголя, секса, порнографии или шоппинга, то и слава Богу. Свобода без риска даже хуже риска без свободы.