Первая крайность — западная. Все объятия, все деловые отношения, все договоренности, всякая помощь и симпатии, — лишь производное от бизнеса. Истечет срок договора, наступят форс-мажорные обстоятельства вроде 11 сентября или 24 февраля, — и к тебе повернутся задом. Ну, если ты не предложишь какого-то продолжения бизнеса. Причем «бизнес» — не твой, а другой стороны, которая всегда богаче и сильнее. Наверное, в Западе есть люди неделовые, не бизнесмены, но у них просто нет ресурса, чтобы о тебе узнать. Ну ты же тут, в Москве, много ли знаешь о монголах или казахах, кто из них какой. Ты знаешь только, в каком магазине рядом туалетная бумага дешевле. Ты ж не бизнесмен.
Вторая крайность наша. Может, даже монгольская или казахская. Или крайность нищих? Взгляды человека, его принципы, его бизнес не имеют ни малейшего значения. Ты ж душевный и смотришь, кто тебе по душе. Ты будешь дружить и любить всегда. Он палачом станет, ты с ним все равно будешь дружить. Как та деловитость от силы и для силы, так это всечеловечность и всепрощение, оно же безразличие, от слабости и для слабости. Чтобы и впредь не рыпаться, не пытаться стать на какой-то четкий путь, на котором завязываются серьезные отношения, случаются ссоры и обязательства.
Безнравственность сильных и богатых и безнравственность слабых и нищих. Какая более гаже?
И все же блаженны нищие духом. Нищие пригоднее для риторики. Не более того, и гордиться нищим нечем. В послании апостола Иакова сперва обличаются нищие, которые лебезят перед богатыми, а потом уже богатые, которые даже перед Богом не лебезят. Асимметрия связана с тем, что богатых всегда намного меньше нищих. Ну, ежели смотреть широко, а не смотреть в зал пятизвездочного ресторана — да и любого ресторана — где нищих нет даже среди официантов. Нищий все-таки завидует богатству, вот за эту зависть Евангелие и цепляется: мол, ежели ты завидуешь богатству, так тем более позавидуй Богу, раю и т.п. А богача уцепить уже не за что, он ничему не завидует. Завидует личность, а у него — точно, только бизнес, ничего личного. Поэтому богач так озабочен тем, любят его или его деньги: день у богача есть, а вот личность списана за избыточный актив. Его деньги и есть его личность.