«Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?»
Вопрос, однако, не в том, что мы видим. Вопрос в том, видны ли мы себе. Самопознание первичнее познания. Для внешнего наблюдения принципиальна опасность подстрелить утку вместо зайца. Об этом была карикатура в немецком журнале 1892 года, которую Людвиг Витгенштейн привлёк для иллюстрации своей философии. Тем не менее, утка есть утка и заяц есть заяц. А вот когда тень от ладони образует зайца, это уже проблема более капитальная, потому что тут нет зайца вообще, есть лишь подобие зайца. Тень ладони похожа не на зайца, а на тень зайца. Но существует ли заяц как таковой? Легко сказать, что всё видимое это тень, но существует ли то, от чего эта тень? Или налицо бесконечное отбрасывание теней тенями?