Умение задавать вопросы начинается с умения не задавать вопрос. В научной среде это называется «постановка проблемы». Нельзя объять необъятное — так нужно ли анализировать это или сосредоточиться на том?
Мышление может и должно порождать бесконечное количество вопросов. Гарантировать, что будет выбрана правильная тема, невозможно. Бывают темы модные, бывают темы доходные, бывают темы экзистенциальные, но не бывает гарантированно важных или гарантированно неважных. Фильтр должен быть, но надо всегда быть открытым к неожиданностям. Фильтр периодически полезно снимать. Именно на этом основан принцип обучения, когда от будущего филолога требуют курсовую по астрономии.
Большинство тем, которые мозг склонен обдумывать, это темы недостойные, мелкие, давным-давно решённые или не заслуживающие решения. 9/10 культуры — это вздор, именно об этом Эразм в «Похвале глупости», а ведь есть ещё и бескультурье, и его куда больше. Мозг отлично видит пошлость у других, но почти абсолютно слеп к пошлости у себя. «Почти» — вот ключевое слово. В этом «почти» весь Декарт и весь Платон.
Платон в данном случае интереснее: он не избегал пошлых, ничтожных тем, он боролся с пошлостью особым образом, использовал её как стартовую площадку для размышлений о важном. Разумеется, надо понимать, что «важное», «интересное» — явление подвижное и личное. Темы протухают, вопросы превращаются в сморщенные дряхлые восклицательные знаки. Неофиту нормально интересоваться исихазмом, а взрослому духом верующему это стыдно. Всякой теме своё время под солнцем.
Критическое мышление критично к себе, знает об опасности короткого замыкания, хождения по кругу, и принимает меры. Гарантировать успех, разумеется, невозможно, только некритическое мышление сулит успех, но посулы эти ложные. Впрочем, не так важно выстраивать иерархию вопросов, как важно, ошибившись, бросить думать о маловажном. Бросить откровенно для себя и других, без лукавства, навсегда.
«Социально важное» это всего лишь сумма векторов важного для разных людей. Общество — это пример структуры, которая меньше суммы элементов, его составляющих. Семья чуть меньше того, что внутри членов семьи. Народ значительно меньше того, что в душах людей, народ составляющих. Человечество же вообще поручик Киже, почти не существует.
Поэтому, кстати, разумен интерес к чужой личной жизни. Не что пишет Декарт, а куда он поедет в отпуск. Тонкость в том, что куда поедет в отпуск Декарт, инетересно, а куда поедет в отпуск Путин или Пупкин, абсолютно неважно. Тут я подхожу к взрывоопасной теме: коррупция власти — ничтожная тема, не заслуживающая почти никакого внимания, и когда её раскручивают как первостепенную это очень плохой признак. Плохой и опасный.
Но это, кажется, я уже на манер Платона ухожу от темы.