В Иерусалиме эпохи Иисуса и Пилата было много греков, и небедных греков, а значит, и образованных греков. Платона читали. Что вспоминал любитель Платона, если он прошёл мимо Голгофы и видел три креста?
Джозеф Блинцлер в 1960 году писал, что распятие изобрели персы: тело казнимого не должно было соприкасаться с землёй, которая считалась собственность божества Ормузда. Однако, это было его личное предположение. Греки и римляне называли распятие варварством, но сами им отнюдь не брезговали. Сократа, которого часто сравнивают с Иисусом, приговорили к отравлению, точнее, к самоотравлению, и никто не помешал друзьям прийти к несчастному проводить его в последний путь. Самоотравление — за, говоря современным языком, «экстремистские высказывания», «подрыв общественной нравственности». Но вот как расправлялись греки с теми, кого больше всего боялись — тиранами (разумеется, несостоявшимися):
«Если человек замыслил несправедливость, например — стать тираном, а его схватят и, схвативши, растянут на дыбе, оскопят, выжгут глаза, истерзают всевозможными, самыми разнообразными и самыми мучительными пытками да еще заставят смотреть, как пытают его детей и жену, а в конце концов распнут или сожгут на медленном огне».
В оригинале греческое слово «анеставросен» с корнем «крест».
Платон, который на всю жизнь был травмирован казнью Сократа — он ведь участвовал в этом кошмаре — в «Государстве» высмеял Эсхила с его призывом «быть, а не казаться», и высмеял очень зло. Современный человек лучше знает противопоставление «иметь или быть» (Виктор Франкл, переживший Освенцим). Эсхил говорил не вообще «быть», а «быть праведным», не лицемерить.
Ага, — иронизирует Платон, — практичнее быть нелицемерным злодеем. Тогда тебя будут бояться, перед тобой будут пресмыкаться. А если человек подлинно праведен, то … «подвергнется бичеванию, пытке на дыбе, на него наложат оковы, выжгут ему глаза, а в конце концов, после всяческих мучений, его посадят на кол и он узнает, что желательно не быть, а лишь казаться справедливым».
Эту фразу никак не понять, не памятуя о гибели Сократа. Платон, конечно, сгустил краски. Кстати, «посадят на кол» в оригинале «анаскиндилефисетаи», слово редкое и у патриарха Фотия в VIII веке синоним глаголу «распинать».
Никакие персы у Платона не фигурируют. Распинают, сжигают, ослепляют, пытают свои классические, золотовечные греки.